Добро пожаловать, ЛесноеРэйки !
Главная улица » БЕЛЫЕ ПЯТНА ИСТОРИИ

ТУНГУССКИЙ МЕТЕОРИТ: МИФЫ и ФАКТЫ

Тунгусский метеорит - мифы и фактыО тунгусском феномене написаны тысячи статей и книг. Его исследовали любители и профессионалы, специалисты и авантюристы, любители острых ощущений и кабинетные ученые.

В 2000 году главный редактор научно-популярного журнала «Звездочет» Алексей Дмитриевич Сельянов издал долгожданную книгу Виталия Александровича Бронштэна «Тунгусский метеорит: история исследования».

В. А. Бронштэн — человек, который занимался изучением тунгусского феномена много лет. В книге, пожалуй, наиболее полно и подробно изложены факты, а также история исследований Тунгусского метеорита, приведены и проанализированы теории, пытающиеся объяснить происшедшее 30 июня 1908 года в сибирской тайге.

Казалось бы, после подробных исследований и многочисленных экспедиций давно должен рассеяться привкус сенсационности и чертовщинки, который целый век окружает явление. Но не тут-то было! Помимо конкурирующих научных, не вполне научных, антинаучных и даже шуточных гипотез (тунгусский феномен — это объемный взрыв гигантской тучи комаров!), существуют и мифы. Один из самых распространенных мифов — легенда о взорвавшемся корабле пришельцев.

Первоначально это была вполне благопристойная гипотеза. Она, разумеется, имела право на существование — так же как гипотезы об астероиде, ядре небольшой кометы, электрическом разряде земная кора — атмосфера, маленькой черной дыре, сгустке из антивещества и т. д. Жесткий научный анализ имеющихся фактов и доводов отсекал гипотезы одну за другой.

Базовой (наиболее обоснованной и ныне общепринятой) версией, объясняющей подавляющее большинство известных фактов, является теория ледяного кометного ядра. Впрочем, еще не сдаются и сторонники версии астероида, хотя, если следовать подробному изложению В. А. Бронштэна, она гораздо менее убедительна.

Давно — еще в начале 1960-х годов — опровергнута идея ядерного взрыва инопланетного, корабля. Но она живет и развивается, появляются все новые и новые поколения людей, которые всерьез допускают такую возможность.

Кратко о фактах

Изложить полностью весь набор имеющихся фактов немыслимо: этому надо посвящать целую книгу, но после великолепного и квалифицированного исследования В. А. Бронштэна в этом нет никакой необходимости. Тем не менее следует напомнить, что же произошло в 1908 году.

Тунгусский метеорит - мифы и фактыУтром 30 июня (17 июня по старому стилю) случилось странное. Жители многих сибирских деревень на территории Иркутской губернии увидели ярко светящееся тело, быстро летевшее по ясному голубому небу.

Спустя некоторое время донесся звук чудовищного взрыва и взметнулся столб дыма высотой до 20 километров. Сейсмографы в Иркутске (973 километров от места взрыва) зафиксировали толчок.

Воздушная волна обежала весь земной шар: барографы в Лондоне, Вашингтоне, Джакарте зарегистрировали тунгусский взрыв.

Спустя много лет (в 1927 году), когда отрывочные и противоречивые сообщения набрали критическую массу и были наконец восприняты всерьез, состоялась первая экспедиция на место события. Эта и последующие экспедиции, которыми руководил Леонид Алексеевич Кулик, выявили гигантский масштаб разрушений в тайге, вызванных ударной волной.

Лес оказался поваленным на площади более 2 200 квадратных километров. Лучистый ожог деревьев вызвал грандиозные лесные пожары.

Современные оценки эквивалентной мощности тунгусского взрыва дают величину от 15 до 40 миллионов тонн тротила. Судя по всему, взрыв произошел на высоте от 5 до 10 километров над поверхностью Земли. Гипотеза о падении кометы предполагает начальную массу космического тела от 1 до 5 миллионов тонн.

Согласно этой гипотезе, ледяное ядро с силикатными вкраплениями взрывообразно испарилось в атмосфере, превратившись в водяной пар и мелкодисперсную пыль. Поэтому обломков метеорита найти не удалось.

Рассеиванием солнечного света на вброшенной в атмосферу пыли традиционно объясняют аномально светлые ночи во многих районах земного шара, которые наблюдались после тунгусского события.

Безусловно, если бы удалось найти фрагменты метеорита, никакого мифа, скорее всего, не было бы — как нет мифа о Сихотэ-Алиньском метеорите, упавшем в 1947 году. Более 27 тонн железоникелевых обломков этого громадного метеорита закрывают возможность измышлений о «летающих тарелках» и прочих чудесах.

Но за все время исследований многочисленные полевые работы в районе тунгусского падения не обнаружили ни одного фрагмента метеорита.

Версии и гипотезы

Тунгусский метеорит - мифы и фактыПисатель-фантаст Александр Петрович Казанцев еще в 1946 году выдвинул гипотезу о том, что взрыв Тунгусского метеорита есть авария корабля пришельцев.

Мощность взрыва позволяла считать его ядерным!

Тогда сразу становилось понятным, почему не сохранилось фрагментов: ядерный взрыв должен был мгновенно испарить корабль…

В журнале «Вокруг света» был опубликован фантастический рассказ А. П. Казанцева, а в Московском планетарии поставлена инсценировка по сценарию фантаста.

Как свидетельствует В. А. Бронштэн, лекторы планетария, изображавшие профессора-физика и полковника-ракетчика, предлагали зрителям гипотезу взрыва межпланетного корабля. Все это выглядело, судя по всему, весьма убедительно. Собственно, с тех пор гипотеза благополучно существует.

Был еще один довод в пользу «искусственности» тунгусского объекта, а именно версия, что метеорит перед взрывом маневрировал, — значит, он был управляемым кораблем. Она основана на том, что очевидцы по-разному указывали направление полета тунгусского болида.

Сначала он летел скорее с юга на север (или, во всяком случае, с юго-востока на северо-запад), а в конце траектории, незадолго до взрыва, очевидцы указывали скорее на западное направление (с востока на запад).

Но надо заметить, что с показаниями очевидцев дело обстоит очень сложно. Они опрашивались через много лет (иногда десятки!) после явления. Отдельные очевидцы не могли толком вспомнить даже время суток и время года, когда произошло событие. Образовательный уровень большинства очевидцев был невысок, и многие свидетельства были, прямо скажем, маловразумительными.

В книге В. А. Бронштэна приводится целый «сноп» траекторий Тунгусского метеорита, рассчитанных разными авторами по разным методикам и с использованием показаний разных очевидцев. Поэтому противоречия в свидетельствах — это вовсе не доказательство факта маневрирования.

Второй, и главный, довод, на котором основывался миф, заключался в том, что в зоне падения Тунгусского метеорита якобы повышена радиоактивность, а это, в свою очередь, доказывает, что взрыв был ядерным.

Ядерный взрыв?

Тунгусский метеорит - мифы и фактыВ 1959 году в районе падения Тунгусского метеорита побывал геофизик Алексей Васильевич Золотов.

По результатам его кратковременной экспедиции был составлен объемный отчет, из которого следовало, что взрыв был, безусловно, ядерным: радиоактивность, по измерениям Золотова, была существенно повышенной.

Кроме того, А. В. Золотов указывал, что взрывная волна была гораздо сильнее баллистической, что также говорило о ядерной версии.

Тому отчету Золотова поверил даже сам Сергей Павлович Королев. Он всегда с уважением относился к ученым и воспринял солидный золотовский том всерьез, поверив, что Тунгусский метеорит мог быть инопланетным кораблем, и, конечно, его очень интересовало, как он был устроен…

Однако впоследствии многочисленные экспедиции, побывавшие на месте падения метеорита и занимавшиеся в том числе и замерами радиации, в своих выводах были однозначны: никакого повышенного фона там нет.

В том числе не удалось найти никаких следов радиоактивности, датируемых 1908 годом. Найдено разве что некоторое повышение фона, которое объясняется высотными ядерными взрывами в 1940—1950-х годах.

Что касается особенностей взрывной волны, то специалисты нашли ошибки в рассуждениях А. В. Золотова и продемонстрировали, что и второй его довод неверен.

Лес-«переросток»

Таинственности истории с Тунгусским метеоритом добавляет слух, что после катастрофы там особенно быстро нарастает лес, и причины этого никому не известны. Этот слух верен лишь наполовину.

Тунгусский метеорит - мифы и фактыСкорость прироста древесины на деревьях, «оставшихся в живых» после взрыва, действительно заметно увеличилась.

Если рассмотреть образцы спилов некоторых деревьев, пострадавших после тунгусской катастрофы, можно заметить, что годовые кольца, относящиеся к периоду до 1908 года, расположены близко друг к другу — доли миллиметра.

Момент катастрофы хорошо виден: с одной стороны остались следы ожога, и там рост прекратился. Но с другой стороны по отношению к направлению на взрыв годовые кольца последующих лет оказались на большом расстоянии — миллиметров в пяти—семи друг от друга.

А вот вторая часть слуха неверна: версии, объясняющие этот феномен, существуют.

Во-первых, когда упали высокие деревья, оставшимся невредимыми молодым деревьям осталось больше «жизненного пространства» и солнечного света.

Во-вторых, после грандиозного лесного пожара огромное количество пепла могло сработать как удобрение.

В-третьих, одна из гипотез утверждает, что во время взрыва на большой высоте на основе атмосферного азота могли образоваться азотистые соединения, которые, оседая на почву, также сыграли роль удобрений.

В-четвертых, может быть, какие-то неизвестные факторы мощного взрыва могли вызвать у деревьев мутации, ускорившие их рост. Во всяком случае, эти гипотезы (возможно, работали все четыре механизма сразу!) вполне разумны, могут обсуждаться, доказываться либо опровергаться, но в них нет ничего мистического и мифического.

Что же касается фрагментов Тунгусского метеорита, то их пытаются искать до сих пор. Периодически возникают сенсации, но каждый раз оказывается, что это либо обыкновенный камень, либо образец промышленного шлака, либо что-нибудь в таком роде.

У тунгусского феномена осталось много невыясненных сторон, но в существующем мифе о них не говорится. Обычно упоминаются только две известные вещи: «радиоактивность» и «маневрирование». Что произошло на самом деле и чья теория «правее», можно надеяться, покажет время.

⚓ Ищи альтернативные точки зрения