НАСЕЛЕНИЕ:
564
Старейшин: 30
Жителей: 533
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Жителей: 0
Здравствуйте, Гость! Главная | МАТЕРИАЛЫ | Регистрация | Вход
* МЭРИЯ

* УЛИЦЫ

* ПЕРЕУЛКИ

* ПОВЕСТКА ДНЯ
© FANTAZM-S.ru
2004—2019
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Жителей: 0

Сегодня заходили Жители:



Добро пожаловать, vladidor !
Главная улица » ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО

КРАСОТА — СИММЕТРИЯ или ГАРМОНИЯ?

Многие кризисные явления современности вызваны тем, что человечество утратило неуловимые законы гармонии. Именно XX век стал веком уничтожения гармонии и утверждения симметрии. Утрачена гармония в отношениях с природой, нет гармонии в обществе. И так во всех сферах...

К примеру, в архитектуре торжество симметрии породило ряды симметричных типовых кварталов, которые одинаковы в Москве и Питере, в Анадыре и Краснодаре. Это смешно только в культовой комедии, а в повседневной жизни унылая одинаковость вызывает стойкую депрессию. И творцы этой иронии судьбы — сами люди, загнавшие себя в плен симметрии.

Симметрия правит бал и в дипломатии, породив практику симметричных ответов и взаимных санкций. Выход из этого порочного круга в том, чтобы построить новую гармонию во всех сферах бытия — в общественном устройстве и в техносфере.

На новых принципах, на принципах гармонии должны строиться отношения между нашим огромным и сложным социумом и биосферой. Их надо строить, учась у природы. Мы должны взять у природы урок гармонии, ибо только красота может спасти мир.

Как прекрасен этот мир

Почему Ф. М. Достоевский написал, что красота спасёт мир? В романе «Идиот» эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев.

Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасёт красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблён.

Достоевский неспроста вложил свою идею в уста героя романа «Идиот», да и то выразил её через «посредника». В набравший силу период жёсткого рационализма такая идея выглядела очень и очень странно.

А многие ли из нас воспринимают эту мысль Достоевского всерьёз сегодня? Не кажется ли она нам просто нереальной мечтой писателя об утерянной гармонии? Да и древние греки, которые впервые ввели понятие красоты, считали её непрактичной, неутилитарной.

Но почему тогда великий авиаконструктор А. Туполев любил повторять, что некрасивые самолёты не летают? Так, может быть, красота всё-таки практична? Может быть, именно в её законах и кроется зародыш новой суммы технологий, которые спасут человечество от всех надвигающихся на него ресурсных, социальных и экологических проблем?

Может быть, наши вредные для природы технологии и наше несправедливое общество — это всего лишь первые некрасивые каракули несмышлёного человечества на ватмане развития? А в будущем мы научимся создавать красивые технологии и сделаем общество гармоничным?

И может быть, научно постигнув тайны красоты, мы сможем преобразить всю нашу жизнь, получив при этом не только эстетический, но и огромный экономический результат? И тогда прогноз Ф. М. Достоевского окажется самым гениальным из всех прогнозов человечества.

Так что же такое красота?

Красота — симметрия или гармонияХотя эстетические критерии красоты остаются неизменными всю историю человечества, лишь в Древней Греции впервые задумались о том, что же лежит в основе красоты.

Ничего не меняется со времён первых наскальных рисунков в восприятии красоты человеком. В первую очередь красив сам человек и вся природа вокруг него.

Да, собственно, именно древние греки и ввели понятие «красота» в обиход. И пришли к выводу, что в её истоках лежат два явления — симметрия и гармония. Причём симметрия объединяет одинаковые объекты, а вот гармония — разные и даже противоположные.

Очевидно, что объекты могут быть либо одинаковыми, либо разными, следовательно, красота может произрастать либо из симметрии, либо из гармонии. Впрочем, в реальной жизни есть сложные объекты, в которых присутствуют как симметрия, так и гармония. Например, тело человека основано на гармонии, но при этом обладает ещё и зеркальной симметрией.

Почему же вся природная среда и сам человек (за редчайшими исключениями) для нас красивы, а вот планета без признаков жизни — тосклива? За счёт чего жизнь так красива? За счёт симметрии или за счёт гармонии?

Виды симметрии

Симметрию можно разделить на три основных типа: 1) симметрия перемещения (трансляционная); 2) симметрия вращения; 3) зеркальная симметрия.

Трансляционная в живой природе практически не встречается. Она свойственна в первую очередь кристаллическим и другим подобным им регулярным структурам косной, неживой природы. Симметрия вращения встречается в живой природе практически только в объектах размножения: цветах, плодах, семенах, яйцах, икринках, грибах, орехах и т. п. Зеркальная симметрия свойственна в первую очередь животным, которые движутся.

Какое значение играют три вида симметрии в красоте жизни?

Красота — симметрия или гармонияНачнём с зеркальной симметрии. Если, к примеру, рассматривать антилопу или жирафа спереди и сбоку, то становится ясно, что не в зеркальной симметрии секрет их красоты, а в чём-то другом.

Очевидно, что животные для нас более красивы в профиль, в котором нет вообще никаких признаков симметрии. Более того, идеальная зеркальная симметрия вообще вызывает отторжение.

Кстати, профессор Е. Черносвитов, исследовав посмертные маски, обнаружил, что лица на них всегда симметричны. Он стал исследовать лица людей в разном возрасте и обнаружил, что если лица молодых и здоровых людей имели хорошо выраженную асимметрию, то с возрастом она сглаживалась, причём изменения происходили в геометрической прогрессии. Чем ближе была кончина человека, тем симметричнее становилось его лицо.

Почему? Почему приближение к смерти ведёт к усилению симметрии? Почему лёгкая асимметрия придаёт такое очарование любому облику? Может быть, симметрия — это красота косного, неживого мира? А почему бы и нет, ведь неживой мир отличается как раз-таки своим однообразием и повторяемостью. В природе же идеально симметричных цветов, плодов и ягод мы практически не встречаем.

Даже там, где, казалось бы, симметрия явно определяет красоту — в ювелирных украшениях, — мы видим, что абсолютная симметрия делает изделие менее привлекательным. Мы же не хотим носить камушки в виде симметричных кубиков? Да и с бриллиантами всё сложнее, чем кажется. Идеально они сверкают лишь тогда, когда у них 57 граней. А абсолютно симметричной огранкой для такого количества граней была бы другая — с 60 гранями.

Ещё сложнее дело обстоит с трансляционной симметрией. Её практически нет в природе, а лес, посаженный человеком, гораздо менее уютен и красив для нас, чем естественно выросший гармоничный бор.

Итак, мы приходим к неожиданному выводу: симметрия почти ничего не значит для нашего восприятия красоты жизни. И остаётся в ответе за красоту жизни только гармония.

Гармония основана на пропорции

Жизнь отличается от косной природы огромным разнообразием видов и форм, которые повторяются от рождения к рождению и могут быть легко при этом узнаваемы. Но в этом разнообразии было бы невозможно жить, если бы оно всё не подчинялось законам целостного взаимодействия, основанным на гармонии. Именно гармония обеспечивает единство и устойчивость разного. Именно поэтому красота для нас — это в первую очередь гармония.

Такой простой вывод, как ни странно, забыт в нашем веке, а забыт он потому, что секреты гармонии до сих пор остаются для науки во многом великой тайной, и в целом о них известно немногое.

Не углубляясь в теорию, заметим, что гармония основана на пропорции, то есть на том, что при переходе от разных по размерам (частотам, цветам, тонам и т. п.) объектов мы получаем некую прекрасную для нас пропорцию, вызывающую эстетическое наслаждение.

Причём далеко не все пропорции нам нравятся. Как в музыке, так и в зрительном восприятии. Например, человеческое лицо и тело пронизывает золотая пропорция. Более того, выясняется, что все живые организмы подчинены этой золотой пропорции и её производным.

Красота — симметрия или гармонияПочему именно золотая пропорция (1.618) является главной основой всех форм жизни без исключения? В чем её сила? Ответ на этот вопрос учёные ищут со времён древних греков, но он так до сих пор и не найден.

Это, однако, не мешало всем великим архитекторам мира, начиная с Древнего Египта, использовать золотую пропорцию при проектировании храмов.

Аналогично вся гармония в музыке тоже построена на пропорциях. Каждая нота сама по себе имеет абсолютно нейтральную эмоциональную окраску. Музыка красива лишь потому, что красивы те или иные пропорции, те или иные сочетания частот.

Но почему из всего огромного многообразия возможных пропорций жизнь и искусство выбрали лишь несколько? Почему для формы это золотая пропорция, а для звука — квинта и кварта? Ответы на эти вопросы учёные ищут с античных времён, но до сих пор они не найдены.

Более того, отсутствие пропорций — это хаос, не-жизнь. Красота природы остаётся пока тайной за семью печатями для науки. Никто не может объяснить, в чём очарование закатов, бега ручья или плавного движения облаков на небе, шума прибоя или щебетания птиц. Ясно, что во всех подобных явлениях нет симметрии, следовательно, ответственной за их красоту остаётся гармония.

Но в чем её главный секрет? Ведь, не постигнув его, мы не сможем создавать гармонию в обществе, в технологиях, в отношениях между социумом и природой. Может быть, поэтому мы строим вокруг себя мир, полный понятной нам симметрии, в котором нет непостижимой для нас гармонии.

Учиться у природы

Красота — симметрия или гармонияЗолотая и другие гармоничные пропорции держат разнообразный мир жизни в целостном единстве и не дают ему рассыпаться в противоречиях его противоположных качеств. Таким образом, гармония объединяет разные и даже противоположные части и объекты в единое целое за счёт выстраивания их в пропорциональные ряды.

И мы приходим в лес, где нет симметрии, но есть гармония, и наслаждаемся ею в полной мере.

Природа существует миллиарды лет! И она обрела не только устойчивость в сотнях миллионов видов, но и способность на протяжении всего этого времени развиваться и переживать ужасные природные катастрофы, восстанавливаясь после землетрясений, ураганов, падений астероидов и великих оледенений. Она возрождается всякий раз, как птица феникс, и продолжает развиваться.

Наша цивилизация существует какие-то тысячи лет, и если она не обретёт гармонию, как обрела её природа, то не выживет в испытаниях на пути дальнейшего прогресса. Сложный мир человечества сегодня трещит по швам, не выдерживая всех противоречий. Его можно, конечно, заморозить, остановить движение вперёд и тем самым на время спасти от развала. Но это лишь временные меры.

Единственное спасение — построить и техносферу, и главное — общество по законам гармонии. И тогда человечеству будут не страшны ни потепления, ни похолодания, ни кризисы развития. Тогда человечество станет единым живым и устойчивым организмом.

Как же добиться гармонии в обществе и в технологиях? Нам нужно учиться гармонии у природы. Причём слепое копирование природных форм ничего не даст. Необходимо постичь принципы гармоничных построений, как мы постигли принципы гравитации и ядерных реакций. И лишь разобравшись в самой сути гармонии, мы сможем взять её на вооружение и перестроить на её основе все сферы нашей жизни — социальные отношения, политику и технологии.

Категория ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО         : Сергей Сухонос
Просмотров: 733 | Комментарии: 2 | Теги: развитие, гармония, общество |
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
ИВАН СИРКО: ВЕЛИКИЙ ХАРАКТЕРНИК ЗАПОРОЖЬЯ

Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). По преданию уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов». Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской.

(💾 ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ)
БАРСА-КЕЛЬМЕС: ПОЙДЁШЬ — НЕ ВЕРНЁШЬСЯ

Вблизи западного побережья Аральского моря располагается остров Барса-Кельмес. В переводе с казахского это означает: «Пойдешь — не вернешься». Правда, сегодня это уже не остров. С 1990-х годов Барса-Кельмес превратился в перешеек между Большим и Малым Аралом. Но вернемся к тому времени, когда этот участок суши был еще островом и полностью оправдывал свое загадочное название. На территории Барса-Кельмеса расположен заповедник — единственное на планете место обитания в дикой природе куланов.

(💾 АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ)
КЕМ БЫТЬ «по ЖИЗНИ»: СВОБОДА ВЫБОРА VS. СУДЬБА

Так часто называют книги и статьи, обращённые к школьникам и касающиеся выбора профессии. А гораздо раньше, едва ребёнок начинает связно говорить, его уже спрашивают: а ты кем будешь? И он отвечает: лётчиком, шофёром… Но вот кем он будет во взаимоотношениях с людьми — ни нам не спросить, ни ему не ответить, а между тем каждый день жизни вкладывает свой кирпичик в здание, называемое Я. Измерения Я также не поддаются счёту. И любое из них влияет на наши отношения с людьми и рождается в этих отношениях.

(💾 ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО)
НАШЕ СОЗНАНИЕ — ВНЕ ВРЕМЕНИ и ПРОСТРАНСТВА?

Итак, квантовая физика утверждает, что мы все существуем в наших личных Вселенных. Джон Уилер, признанный одним из величайших современных физиков-теоретиков, предположил, что для существования любой Вселенной необходим наблюдатель. В 1983 году он высказал идею, которая стала известна как «антропный принцип участия». Согласно Уилеру, есть основания полагать, что человек-наблюдатель порождает не только сегодняшнюю Вселенную, но и её состояние за миллиарды лет до рождения.

(💾 НАШИ ВОЗМОЖНОСТИ)
Всего комментариев: 2
Bergthor пишет: | 24 Июня 2017 | 10:12 #2 Спам
Bergthor А меня всегда удивляло насколько разными по красоте кажутся одни и те-же лица для разных людей. Честно,признаюсь, для меня одна из некрасивейших женщин на свете- Клаудиа Шифер. Серьезно. Причем,с детства это еще.

Я как раз был подростком, когда она на обложках пестрила, и я все не мог, понять- ЧЕГО в ней красивого?! ?! Для меня она, реально, безобразная, прям отталкивающая. Лицо я имею ввиду.

Так что, дело видать не только в симметрии и пропорциях, но и в голове что- то есть такое у каждого.
Like | +2
Mangusta пишет: | 24 Июня 2017 | 00:28 #1
Mangusta любопытно... согласно словарю Даля "гармония" и "симметрия" - синонимы и для меня эти два термина всегда были очень близки... а получается - то да не то... :Q
Like | +2
Имя *:
Email:
Код *:
* ЖИТЕЛЯМ

* ПОИСК

* ТЕГИ
наука поиск альтернатива История осознанность свобода мудрость саморазвитие заблуждения выбор фантазия Загадки НЛо познание развитие медицина здоровье общество реальность обман психология смерть астрал иллюзия космос сновидения любовь Жизнь социум путь Планета экология знание сила вселенная шаманизм гипноз вера Религия мечта Магия истина вуду ордены сила мысли энергия Секты люди мифы Тайны Конец света апокалипсис непознанное аура душа мистика исследования теософия притчи аномалии

* ОПРОС
ВАШ ВОЗРАСТ:

Всего ответов: 1176

* СЛУЧАЙНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О ЧЁМ МОЛЧАТ ИСТУКАНЫ ОСТРОВА ПАСХИ

ТЕЛЕВИЗОР: 7 ДОВОДОВ, ЧТОБЫ НЕ СМОТРЕТЬ ТВ

УРАЛ: МИФЫ, ЛЕГЕНДЫ… и НЛО

ИЛЛЮЗИЯ ОБЩЕСТВА, или ПОЧЕМУ МЫ НЕ БЕССМЕРТНЫ?

СКРЫТЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ, или ЗНАКОМЬТЕСЬ, Я ВАШ ДЕМОН

МАРИЯ КОРЕЛЛИ: БИОГРАФИЯ — ПОВОД для РОМАНА


Рейтинг SunHome.ru

ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

Хостинг от uCoz