НАСЕЛЕНИЕ:
553
Старейшин: 29
Жителей: 523
Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Жителей: 2
Здравствуйте, Гость! Главная | МАТЕРИАЛЫ | Регистрация | Вход
МЭРИЯ
УЛИЦЫ
ПЕРЕУЛКИ
РЕКЛАМА
СТАТИСТИКА

Рейтинг SunHome.ru
ТОП-777: рейтинг сайтов, развивающих Человека

© FANTAZM-S.ru
2004 - 2017
Онлайн всего: 3
Гостей: 1
Жителей: 2
Сварогга, Bergthor
Сегодня заходили Жители:

Эльсойер

Добро пожаловать, Tamarina !
Информационная наполненность FANTAZM-S.ru:


Статей: 331
Комментариев: 818
Форумы: тем - 510/ответов - 12788
Новостей: 56
Книг в библиотеке: 149
Ссылок: 27
В FAQ: 9


Читать Fantazm_s в Твиттере

Главная улица » ТАНАТОЛОГИЯ

«ЗЛЫЕ МЕРТВЕЦЫ» — к ИСТОКАМ МИФА

«Злые мертвецы» — к истокам мифа
Василий Перов. Проводы покойника. 1865 год.

Похоронный обряд — один из наиболее консервативных элементов культуры, благодаря устойчивости определяющих представлений, на базе которых он сформировался.

Не случайно христианизация именно в этой области не принесла сколько-нибудь существенных результатов.

В центре погребального ритуала оказался страх, причем не страх перед смертью, а страх перед мертвым, он-то и поддерживал строгость соблюдения и поразительную устойчивость данного ритуала в течение многих веков.

Ритуальные обряды имели предохранительную цель, они должны были способствовать тому, чтобы оградить живых от злого, а подчас и губительного влияния мертвых. Даже до сегодняшнего дня в погребальной традиции сохранились отголоски этих древних ритуалов и верований.

Так, считается обязательным выносить покойника из дверей вперед ногами. Вряд ли кто сегодня раздумывает над истоками этого обряда. А причина его все в том же страхе перед мертвыми — надо вынести его так, чтобы он не нашел дороги назад, не вернулся. Еще в прошлом веке в этих же целях разбирали для выноса покойника потолок или стены избы — мертвый не должен знать, где находится дверь, иначе он сможет возвратиться.

Истоки этих ритуалов следует искать в представлениях первобытных племен. В частности, уже в эпоху неолита был повсеместно распространён обычай связывать мертвого перед погребением, чтобы он не мог вернуться и вредить живым.

Сохранились эти ритуалы и у некоторых современных народов, находящихся на начальных этапах культурного развития. Этнограф начала XX века Джеймс Джордж Фрэзер сообщает, что у мангаров, воинственного племени в Непале, оплакивающие покойника родственники тщательно загораживают дорогу от его могилы к дому колючим хворостом, опасаясь, как бы покойник не вздумал вернуться в родную семью.

«Живые мертвецы» в ассортименте

В фольклоре и мифологии многих народов встречаются представления о «живых мертвецах», наделенных особой сверхъестественной силой, которые могли выходить из могилы. Это были злые мертвецы, они нападали на людей, поедали их или пили их кровь, могли насылать болезни и смерть. Некоторые исследователи считают, что происхождение этих верований зависело от исторических причин: от противоречия или борьбы двух погребальных обычаев — сожжения и погребения.

Весьма многочисленны фольклорные представления о злых мертвецах — это и народные песни, и сказки, и былины, и былички и бывальщины. Чаще всего в рассказах о злых мертвецах мы встречаемся с вампирами, упырями, вурдалаками.

«Злые мертвецы» — к истокам мифаСлово вампир появилось в западноевропейских языках с XVII века. Ни в средневековой латыни, ни даже в древне- и средненемецком языках его еще нет.

На Запад Европы оно перешло из Германии, которая, в свою очередь, переняла его у южнославянских народов, у которых оно известно с XV века.

Слово вампир у славян образовалось от более древнего термина упырь. Упырь — это мифологический образ славянских народных поверий.

Он известен у украинцев (упир, вампир), белорусов (вупар), поляков (upior), чехов (upir), сербов (в XV—XVI веке — упир, позже — вампир), болгар (вампир, вапир, въпир).

В форме «вампир» это слово вошло, по-видимому, через сербов, во все европейские языки. В древнеславянских дохристианских верованиях упырь был одним из предметов культа: по словам Начального летописного свода, славяне, прежде чем поклоняться Перуну, приносили жертвы «упырям и берегиням».

В большинстве случаев вампир и упырь имеют одно значение и обозначают вставшего из могилы мертвеца, который высасывает кровь у спящих людей. По народным поверьям, если какой-нибудь человек стал упырем и ходит ночью по земле, надо снова вырыть его тело из земли и пронзить сердце осиновым колом. Тогда мертвец перестанет быть упырем.

Считается, что укушенный упырем сам в свою очередь становится вампиром. Можно заранее знать, кто будет вампиром — такой человек имеет двойной ряд зубов во рту; это особенно часто встречалось у маленьких детей (появление коренных зубов при еще невыпавших молочных), которые по поверью чаще всего в таком случае рано умирают и после смерти летают ночью подобно летучим мышам. Последнее поверье было распространено в основном в Польше, где таких детей-вампиров называли «стригами» (strzyga).

У сербов и русских образ упыря (вампира) смешался с мифологическим образом волка-оборотня — «вукодлака» (отсюда и искаженное «вурдалак», вошедшее в художественную литературу).

Легенды об оборотнях

Поверья, связанные с оборотнями, настолько распространены в истории Европы, что этот феномен даже получил собственный термин — ликантропия. Ликантропы в фольклоре более древние фигуры, нежели вампиры. Они описаны в деталях еще древнеримскими литераторами. Античные авторы утверждают, что оборотни — это мужчины или женщины, которые могут превращаться в волков, а затем бродить в таком виде по ночам, охотясь для пропитания за человеческим мясом.

Многие во времена римских императоров верили, что некий волшебный порошок может превратить человека в оборотня. При пользовании порошком нужно обязательно стоять при лунном свете голым, накрывшись волчьей шкурой и произнося определенные заклинания.

Впрочем, и это — легенды. Что может лежать в их основе? Да вот хотя бы те небезызвестные случаи, когда психически ненормальные люди имеют привычку рычать, ползать на четвереньках и даже нападать на окружающих, царапаясь и кусаясь. Здесь человек становится более всего похожим на волка.

Кроме того, волк — одно из немногих животных в Европе, которые в голодное время нападают на людей.

Несмотря на то что вера в мстительных покойников встречается повсеместно в Европе и других частях света, классической страной веры в упырей нужно признать Россию и вообще славянские земли (особенно Белоруссию, Украину и область южных славян). Вера в упырей упоминается в древнерусских христианских поучениях, в летописи (в Лаврентьевском списке).

Покойники и «оружие» против них

В языческие времена сложились представления о двух видах покойников — своих предках, пращурах, помогающих потомкам добрых покровителей рода, и «злых мертвецах», упырях, в которых превращались «чужие», иноплеменные покойники, умершие не в своем роде-племени.

Упырями считали также людей, умерших до срока в результате несчастий (т. е. побежденных злыми силами), и покойников, лишенных традиционной погребальной обрядности.

«Злые мертвецы» — к истокам мифа
Кристофер Ли в фильме «Дракула», 1958 год.

«Заложных покойников» (т. е. всех неестественно умерших — «убитых, заблудившихся, с дерева падших») не хоронили по обычному обряду, и в этом не следует винить церковь, так как она отказывала в погребении лишь самоубийцам.

Если же такой «мертвяк» оказывался похороненным на общем кладбище, то он мог, по народным представлениям, стать причиной больших общих несчастий.

Если несчастье происходило, надлежало выкопать упыря из могилы, пронзить его осиновым колом или облить водой (в случае засухи) и выбросить труп вон с кладбища.

Этот способ борьбы с упырями и злыми мертвецами — вогнать в могилу осиновый кол, проткнуть колом, вырыв труп из могилы, — упоминается у всех славянских народов в самые различные культурные эпохи. Былички и бывальщины, записанные в XX веке, рассказывают об успешном действии этого ритуала в борьбе с встающими из могил мертвецами уже в наши дни.

Широко распространенные у многих народов верования об охраняющей роли осинового кола, вбитого в могилу «блуждающего» покойника (чаще всего — колдуна), имеют очень давнюю традицию. Где же искать истоки этого живучего обычая? Видимо, в ритуале связывания покойника у первобытных племен, чтобы заставить мертвого оставаться в могиле.

Еще в ишеварской археологической культуре (средняя Европа, I тысячелетие до нашей эры) широко зафиксирован обычай вбивать в могилы оружие или орудия труда, пробивая останки покойника, помещенные в урну или в яму, чтобы накрепко привязать их к земле.

Обычай разрушать погребения издавна был распространен у многих народов мира. Цель этих разрушений была неоднозначной, но всегда магической — такой вывод был сделан археологом Э. А. Сымоновичем, изучавшим погребение черняховской археологической эпохи. «Массовые разрушения ранних Черняховских могил производились несомненно с магическими целями — для того чтобы предохранить живых от воображаемого влияния умерших».

Таким образом, вера в «злых мертвецов», вампиров, упырей досталась человечеству в наследство от первобытного периода его истории.

«Злые мертвецы» нового века

В XIX веке появляются первые литературные обработки народных сказаний о «злых мертвецах», и с тех пор сюжет этот становится весьма распространенным в рассказах, повестях, романах.

Тема «злых мертвецов» наиболее полное отражение нашла в творчестве Н. В. Гоголя и А. К. Толстого. Последний написал целый ряд повестей и рассказов, основанных на народных поверьях о вампирах (например, повесть «Упырь»).

«Злые мертвецы» — к истокам мифа
Борис Карлофф в фильме «Невеста Франкенштейна», 1935 год.

В 1816 году в Женеве собрался небольшой кружок, в который входили знаменитый английский поэт-романтик Байрон, его врач, молодой итальянец Полидори, английский поэт Перси Биши Шелли со своей женой, 18-летней Мэри Шелли и сводной сестрой Мэри — Клэр.

В ненастные дни друзья развлекались, рассказывая друг другу страшные истории о привидениях, мертвецах, вампирах. Было решено сочинять собственные рассказы.

Шелли и Клэр почти сразу отказались от этой затеи, Байрон оставил лишь фрагменты повести «Вампир», а Мэри и Полидори довели свой замысел до конца.

Роман Мэри Шелли «Франкенштейн» стал классикой готического романа и неоднократно экранизировался в фильмах ужасов.

Повесть Полидори «Вампир», изданная в 1819 году, тоже нашла своих читателей. Так в западноевропейской литературе впервые прозвучала тема вампиров.

Но настоящей сенсацией стал выход в свет в 1897 году романа Брэма Стокера «Граф Дракула», выдержавший затем неисчислимое количество переизданий.

Исторический Дракула (Wlad Dracul) был князем Валахии (исторической области на территории современной Румынии). В 1430 году он захватил власть, лишив престола Раду III, и признал себя вассалом венгерского короля Сигизмунда.

Дракула отличался феноменальной даже для того времени и изощренной жестокостью, о чем сохранились многочисленные легенды и сказания (например, древнерусское «Сказание о мутьянском воеводе Дракуле»). Само прозвище — Дракула — означает сын дракона или дьявола. Дракула Брэма Стокера имеет мало общего со своим историческим прототипом. Это прежде всего классический образ мертвеца-вампира.

Книга о Дракуле-вампире пользовалась огромнейшим успехом, но еще большей популярностью пользовались снятые в 20—30-е годы в Голливуде многочисленные фильмы ужасов по мотивам романа Стокера. Дракула-вампир открыл в кинематографе новое направление, условно называемое «вампиризмом».

«Вампирский» кинематограф

К настоящему времени созданы сотни фильмов о вампирах, среди них, конечно же, масса дешевых и бездарных поделок, но имеются и действительно талантливые произведения, такие как знаменитый видеоклип Майкла Джексона «Триллер» или американский фильм «Голод» с Катрин Денёв в главной роли. Сформировались и определенные законы жанра, а некоторые атрибуты фильмов о вампирах, такие как пластмассовые клыки, превратились в популярную игрушку.

Итак, в настоящее время, благодаря кинематографу, тема вампиров стала весьма популярна на Западе. В нашей стране вампиров, вурдалаков, «злых мертвецов» долгое время не пускали на экраны и на страницы книг и журналов, оберегая нашу психику столь же топорно и неумело, как и нашу нравственность. Исключением являлись лишь «школьные» классики Гоголь и Пушкин. Повести об упырях А. К. Толстого снисходительно «допускались» лишь в полных собраниях сочинений.

Эра гласности разрушила и эти нелепые запреты. Но на неподготовленного зрителя и читателя обрушилась масса некачественной продукции на тему о «злых мертвецах», и этот процесс активно продолжается и сегодня. В частности, в поисковых системах Рунета запрос «как стать вампиром» уже не первый год один из самых популярных, а фильмы, книги и сериалы на эти же темы выходят чуть ли не каждый день.

Хорошо всё это или плохо — вопрос неправильный и некорректный, так как у каждого времени, у каждой эпохи — свои герои и идеалы. Но знания о том, откуда на самом деле «растут ноги» у историй о любимых персонажей, не будут лишними в любом случае.

⚓ Ищи альтернативные точки зрения
--> ТАНАТОЛОГИЯ    Добавлено Эльсойер     : Сергей Рязанцев
Просмотров: 111 | Теги: альтернатива, История, смерть, мифы, поиск |
ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ
РАВЕНСТВО ПОЛОВ — ПУТЬ в НОВУЮ ЭРУ

Неравенство полов — это не просто ситуация, когда женщинам платят меньше, чем мужчинам. Речь идет о доступе к реальной власти в мире. В прошлом роль женщин была такова, что они считались людьми второго сорта, так как домашнее хозяйство считалось далеко не таким важным, как труд на рабочем месте. Но чем больше женщин выходят на рынок труда и поднимаются по той же карьерной лестнице, что и их сотрудники-мужчины, тем сильнее сдвиг в сторону динамичной жизни позволяет женщинам распоряжаться своим временем и своей судьбой.

(💾 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ)
НОСТРАДАМУС: ПРОРОК, ИСКАТЕЛЬ СЛАВЫ или ФАНТАЗЁР?

В отечественной истории последних десятилетий было два всплеска интереса к Нострадамусу. Первый — в конце 80-x годов XX века, когда отмена цензуры позволила выплеснуться па страницы газет рассуждениям о Нострадамусе, вольным переводам его прогнозов. Получалось, что пророк предвидел все: и Гражданскую войну красных и белых, и появление Сталина, и даже продолжительность существования Советского Союза. Второй всплеск произошел в 1999 году, когда множество статей о грядущем конце света появилось в газетах.

(💾 ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ)
ТРАГЕДИЯ НА КРИТЕ
Всех подробностей трагедии, происшедшей на острове Крит в невообразимо далеком прошлом - тридцать семь веков тому назад, - мы не узнаем никогда. Но о некоторых фактах можно говорить с полной уверенностью.
(💾 НЕИЗВЕСТНАЯ ИСТОРИЯ)
ЭХНАТОН — САМЫЙ ЗАГАДОЧНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Знаменитого египетского фараона Эхнатона историки именуют в лучшем случае реформатором, но чаще всего — еретиком и отступником, пытаясь объяснить все действия этого удивительного царя чисто политическими причинами и принципиально игнорируя тот мощный трансцендентный импульс, который пронизывал всю деятельность самого загадочного из всех правителей Древнего Египта. Между тем мысль о Едином Боге не могла взяться в человеческой голове внезапно и из ниоткуда.

(💾 ИНТЕРЕСНЫЕ ЛЮДИ)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *:
УГОЛОК ЖИТЕЛЯ
Проекту Территория F.A.S. требуются помощники-единомышленники!
ПОИСК
ОБЛАКО ТЕГОВ
наука поиск альтернатива История мудрость осознанность свобода саморазвитие заблуждения выбор фантазия Загадки НЛо познание развитие медицина здоровье общество реальность обман психология смерть астрал иллюзия космос сновидения мечта время любовь знание Жизнь социум путь Планета экология сила шаманизм Магия истина вера вуду гипноз ордены сила мысли энергия Секты люди мифы Тайны Конец света апокалипсис непознанное аура душа Религия мистика теософия притчи аномалии вселенная
ОПРОС
ВЫ БОИТЕСЬ СМЕРТИ?

Всего ответов: 1038
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
☰ 12 Декабрь 2017
ДВИГАТЕЛЬ ВЕРЫ… ГРИБОК?
☰ 07 Декабрь 2017
ГНОСТИЦИЗМ: ТАЙНЫЕ ЗНАНИЯ ВНЕ ЗАКОНА
☰ 05 Декабрь 2017
ГЕРОИ МИФОВ: ТЁМНЫЕ и КОВАРНЫЕ
☰ 04 Декабрь 2017
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ от УЧЁНЫХ МИРА
☰ 30 Ноябрь 2017
АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ = ДОППЕЛЬГЕНГЕРЫ-ДВОЙНИКИ?
☰ 28 Ноябрь 2017
«ТРИ КОРЗИНЫ» БУДДИСТСКИХ ТЕКСТОВ: КТО АВТОР?

Хостинг от uCoz